|
A
|
B |
C |
D |
E |
F |
G |
H |
I |
J |
K |
L |
M |
N |
O |
P |
Q |
R |
S |
T |
U |
V |
W |
X |
Y |
Z
Post-punk
Пост-панк (post-punk) – одна из разновидностей
«новой волны» (иногда эти термины употребляют как синонимы, что не
совсем верно), наследующая панк-року второй половины 70-х. В отличие от
«новой волны», пост-панк является понятием в большей мере стилевым, а не
социокультурным, хотя здесь мы тоже имеем дело не с единым стилем, а с
целым их конгломератом. Пост-панк появился в 1977-78 годах, когда
британская панк-«истерия» стала потихоньку успокаиваться,
коммерциализироваться. Пришедшим на смену панк-поколению музыкантам
нравился независимый дух и сырое звучание панка, однако они стремились
выразить свое отношение к окружающему миру с помощью новых средств
выразительности, новых технологий, тембров. К тому же, публика уже
устала от агрессивности, нигилистичности, цинизма, «грязи», которые
выливал на нее панк. Поэтому в какой-то мере пост-панк стал не только
продолжением, но и реакцией на творчество своих предшественников. Он
вернул в музыку ноту романтичности, рефлексивности, иногда даже печали,
депрессии, сосредоточился на проблемах внутренних, личностных. Помимо
панка, на становление пост-панка также ощутимо повлиял танцевальный жанр
диско, электронный эмбиент, а также множество других источников – от
арт-рока до американского академического минимализма.Представители
собственно пост-панка в Британии ( The Cure, ECHO & THE BUNNYMEN,
BAUHAUS, JOY DIVISION, JAPAN и др.) играли музыку мрачноватую, холодную,
нервную. Их очень интересовала область пограничных душевных состояний,
образы истерии, кошмара, депрессии, мистики, «грустной веселости». Да и
сами пост-панкеры были людьми нередко маргинальными – как, например,
лидер JOY DIVISION Ян Кёртис (Ian Curtis), страдавший от эпилепсии и, в
конце концов, решивший проблему взаимоотношений с внешним миром путем
собственного из него устранения. «Рыдающие» THE CURE создавали необычный
внешний образ (обильный грим, «вздыбленные» прически), выдававший в них
«очеловеченных» персонажей комедии del arte. Близким по духу стало
творчество австралийской THE BIRTHDAY PARTY, и, позднее, ее солиста Ника
Кейва (Nick Cave). Саунд пост-панка отличался лаконичностью,
взвешенностью, остротой. Наряду с традиционными для рока
электрогитарами, (со значительной долей различных «искажателей», шумов,
«конкретных» звуков), пост-панк обильно пользовался синтезаторами. The
Cure применяли синтезаторы для создания вязкого, тягучего фона, BAUHAUS
с их помощью «расставляли» резкие акценты. Были и музыканты, решившие
полностью заменить гитары синтезаторами, продолжая при этом играть на
них панк-рок – так родился экспериментаторский синтез-поп (Gary Numan,
HUMAN LEAGUE, BRONSKI BEAT, CABARET VOLTAIRE, Билли Айдол и др.). В
начале 80-х из этих направлений выросло движение «нового романтизма» с
его изысканной меланхоличностью, духом саморефлексии, все повышающимся
акцентом на танцевальности и имидже (ADAM AND THE ANTS, VISAGE, DEPECHE
MODE, DURAN DURAN, NEW ORDER, EURYTHMICS, SPANDAU BALLET и др.). Кроме
того, британские пост-панки типа THE CURE стали «отцами» такого
сложившегося к середине 80-х направления, как «готика».Настроение музыки
американских пост-панкеров рубежа 70-80-х во многом также вдохновлялось
карнавальной эстетикой «старого доброго» глэма, но сам настрой их музыки
был более позитивным, энергичным, ироничным. Музыкальный стиль отличался
эклектичностью: он сочетал отдельные черты рок-н-ролла, биг-бита,
гаражного рока 60-х, рокабилли, кантри, диско, и все это – на основе
танцевального бита (THE B-52’s, BLONDIE, THE CARS, DEVO, PRETENDERS и
др.). С позиций развлекательности американцы также делали ставку на
имидж, внешние данные, элементы шоу: девушки из THE B-52’s выступали в
пышных платьях и разноцветных париках, музыканты TALKING HEADS выходили
на сцену в костюмах из пестрых
экзотических тканей, а чувственная блондинка Дебора Харри (Deborah Harry)
из BLONDIE была столь прекрасна, что удостоилась звания одного из
секс-символов поколения.В ряду штатовских команд того времени особенно
выделялись TALKING HEADS, которые собрались еще в 1976 году под
руководством вокалиста и гитариста Дэвида Бирна (David Byrne), и одними
из первых обратились к использованию элементов этники (прежде всего
заимствованных из афроамериканской культуры: мультиритмика, пентатоника,
полуречитативная мелодика, вопросо-ответные структуры, использование
экзотической перкуссии и др.). Впрочем, слиянием элементов поп-рока,
глэма и этностилей увлекались и американцы, и британцы – ямайское регги
полюбилось CULTURE CLUB и THE POLICE, карибское ска – THE SPECIALS и
MADNESS. Музыканты пост-панка охотно обращались и к поп-музыке прошлых
лет, в частности, к стилю THE BEATLES – это течение получило название
пауэр-поп (THE KNACK).В числе разновидностей пост-панка следует назвать
и те направления, которые возникли как его непосредственное развитие (в
том числе и на грани хэви-метал). Они продолжали нести еще не
исчерпавший себя запал агрессии, конфронтации, социального
переустройства. Таковы были американский хардкор, британское движение
ой!, позже – кроссовер, грайндкор и др. На основе этих и некоторых
других направлений в середине 80-х сформировалась так называемая
«альтернатива», сконцентрировавшая в себе непримиримый дух
«классического» панка и «тяжелого металла». Однако и идеи
«классического» пост-панка – так, как они выразились в творчестве The
Cure, BAUHAUS, JOY DIVISION и др.
– до сих пор продолжают вдохновлять молодых музыкантов, вызывая к жизни
множество подражаний.
|